ИТАК
Свет характеризуется следующими параметрами:
1 Интенсивностью (измеряется в люменах) воспринимается нами обычно по яркости объекта, который отражает этот самый свет.
Следует понимать что коэф. отражения у разных предметов разный. пример по возрастанию: Черный бархат, черная бумага, серая бумага, белая, фольга, зеркало.
Бытовые определения: ярко-темно, мало-много
2. Цветовой температурой (это как бы цвет света) не вдаваясь в молекулярно-волновой дуализм скажу что от этого зависит баланс-белого на фотографии. Наш глаз имеет свойство адаптироваться к температуре. Пленка нет.
Бытовые примеры: желтые фотографии снятые в помещении от ламп накаливания, зеленые при люменесцентных, красный оттенок на закате и тд. Что делать? выставлять Баланс белого по серому или белому цвету, то есть указывать камере вот этот кусок кадра серый или белый и она автоматом покажет картинку так как если бы мы видели ее глазом.
3. Направлением. Все просто, откуда и куда светит источник =)
Мы живем в мире где солнце у нас где-то сверху болтается, и поэтому привыкли смотреть на мир именно при таком освещении.
Помните в пионер-лагерях (кто застал) фонарик к подбородку подносили и пугали? вот это пример драматического освещения, которое используется только в ужастиках =)
Приведу пример: в полдень солнце высоко над головой, а надбровные дуги есть у всех, следовательно тени в виде кругов под глазами вам гарантированы =) Кому это может понравиться?
Есть такое понятие как режимное время, это обычно 1-1.5 часа до захода или после восхода солнца.
Тогда солнце висит низко над горизонтом и лучи падают на лицо почти горизонтально. Именно в это время лучше всего делать фотопрогулки=))
4. Характером света.
Наряду с направлением источника это самый важный в фотографии (фотография это светопись) параметр
Бывает мягким и жестким.
Мягкий - отсутствие ярко выраженных теней на объекте фотографирования.
Жесткий - наоборот ярко выраженые тени (еще говорят светотеневой рисунок)
Зависит от угловых размеров источника. Не вдаваясь в физические подробности упрощенно: чем больше по сравнению с освещаемым объектом светопропускающая (или светоотражающая) площадь тем мягче, и наоборот.
Бытовые примеры мягкого света: свет в пасмурный день (солнечный свет отражается от облаков), свет в яркий солнечный день отраженный от светлой стены, свет из окна (в солнечный день окно завешено тюлем, в пасмурный можно не завешивать)
Бытовые примеры жесткого света: прожектор, фонарик (лампа с зеркальным отражателем) солнечный день (утро-вечер)
Как бороться с жестким освещением?
- взять белую простыню две палки и двоих помошников что бы они закрывали солнце смягчая его свет =) либо купить специальные отражатели (лайт диски и лайт панели, они продаются в фото-магазинах)
- загонять объект прогулки в места где нет прямого солнца и использовать в качестве источников не прямой а отраженный солнечный свет (белая стена например)
- использовать вспышку, которая работает как заполнение теней, то есть попросту смягчая тени. Мощность вспышки необходимо корректировать вручную
По поводу борьбы с жестким освещением - это следует делать не всегда. Мужской портет в жестком свете наоборот интереснее. Ибо шрамы, морщинки украшают мущщину =) свидетельствуют о его жизненном опыте =)
Про недостатки бестеневого освещения: отсутствие тени это отсутствие объема. знайте что это тоже плохо =)