ИТАК

Свет характеризуется следующими параметрами:

1  Интенсивностью (измеряется в люменах)  воспринимается нами обычно по яркости объекта, который отражает этот самый свет.

Следует понимать что коэф. отражения у разных предметов разный. пример по возрастанию: Черный бархат, черная бумага, серая бумага, белая, фольга, зеркало.

Бытовые определения: ярко-темно, мало-много

2. Цветовой температурой (это как бы цвет света) не вдаваясь в молекулярно-волновой дуализм скажу что от этого зависит баланс-белого на фотографии.  Наш глаз имеет свойство адаптироваться к температуре. Пленка нет.

Бытовые примеры: желтые фотографии снятые в помещении от ламп накаливания, зеленые при люменесцентных,  красный оттенок на закате и тд. Что делать?  выставлять Баланс белого по серому или белому цвету, то есть указывать камере вот этот кусок кадра серый или белый и она автоматом покажет картинку так как если бы мы видели ее глазом.

3. Направлением. Все просто, откуда и куда светит источник =)
Мы живем в мире где солнце у нас где-то сверху болтается, и поэтому привыкли смотреть на мир именно при таком освещении.

Помните в пионер-лагерях (кто застал) фонарик к подбородку подносили и пугали? вот это пример драматического освещения, которое используется только в ужастиках  =)

Приведу пример:  в полдень солнце высоко над головой, а надбровные дуги есть  у всех, следовательно тени в виде кругов под глазами вам гарантированы =) Кому это может понравиться?

Есть такое понятие как режимное время, это обычно 1-1.5 часа до захода или после восхода солнца.

Тогда солнце висит низко над горизонтом и лучи падают на лицо почти горизонтально.  Именно в это время лучше всего делать фотопрогулки=))

4.  Характером света.

Наряду с направлением источника это самый важный в фотографии (фотография это светопись) параметр

Бывает мягким и жестким.

Мягкий - отсутствие ярко выраженных теней на объекте фотографирования.

Жесткий - наоборот ярко выраженые тени (еще говорят светотеневой рисунок)

Зависит от угловых размеров источника. Не вдаваясь в физические подробности упрощенно:  чем больше по сравнению с освещаемым объектом светопропускающая (или светоотражающая) площадь  тем мягче,  и наоборот.

Бытовые примеры мягкого света:   свет в пасмурный день (солнечный свет отражается от облаков), свет в яркий солнечный день отраженный от светлой стены,  свет из окна (в солнечный день окно завешено тюлем, в пасмурный можно не завешивать)

Бытовые примеры жесткого света:  прожектор,  фонарик (лампа с зеркальным отражателем)   солнечный день (утро-вечер)

Как бороться с жестким освещением?

- взять белую простыню две палки и двоих помошников что бы они закрывали солнце смягчая его свет =) либо купить специальные отражатели (лайт диски и лайт панели, они продаются в фото-магазинах)

- загонять объект прогулки в места где нет прямого солнца и использовать в качестве источников не прямой а отраженный солнечный свет (белая стена например)

- использовать вспышку, которая работает как заполнение теней, то есть попросту смягчая тени. Мощность вспышки необходимо корректировать вручную

По поводу борьбы с жестким освещением  -  это следует делать не всегда. Мужской портет в жестком свете наоборот интереснее. Ибо шрамы, морщинки украшают мущщину =) свидетельствуют о его жизненном опыте =)

Про недостатки бестеневого освещения:   отсутствие тени это  отсутствие объема. знайте что это тоже плохо =)