На изображении снизу(рис.1) показаны два снимка, сделанные в одном и том же месте с небольшим интервалом между съемками. Несмотря на это, снимки значительно отличаются друг от друга. Опытный фотограф заметил бы, что по сравнению с верхней частью изображения нижняя имеет большую "глубину резкости", поскольку как объект съемки, так и задний фон находятся в четком фокусе.

Если термин "глубина резкости" покажется для Вас на первый взгляд не слишком понятным, можно использовать определение "глубина фокуса" (когда все элементы на изображении находится в фокусе, речь идет о большой "глубине фокуса").

С другой стороны, верхняя часть изображения имеет малую глубину резкости (глубину фокуса), поскольку объект съемки выглядит четко, а задний фон - размыто.

Без предварительной подготовки (напр. курс фотографии), трудно контролировать глубину резкости в камере. В этом уроке мы расскажем, как правильно настроить цифровую зеркальную фотокамеру для создания красивого вида на изображении.

http://slr.ua/sm/site/fileslibrary/img/school/Control-DF-Out-P-header.jpg
Рис.1

Рассматриваемые вопросы:

    * Выбор режима фокусировки
    * Контроль над глубиной резкости
    * Установка камеры в режим ручной экспозиции
    * Настройка выдержки

    * Настройка диафрагмы
    * Использование телефотообъектива

Используемое оборудование:

    * Цифровая зеркальная фотокамера Canon EOS 300D/Digital Rebel с объективом Canon 18-55mm AF

Как видно на вышеприведенном изображении, глубина резкости может сильно отличатся, создавая разные эффекты на снимке. Технически глубина резкости определяется количеством объектов съемки, которые остаются в фокусе как впереди, так и за точкой фокусировки. Поэтому, перед тем как изменить глубину резкости, нужно сначала сфокусировать объектив камеры.

Выбор режима фокусировки

В камере Canon EOS 300D существует два режима фокусировки: автофокус (AF) и ручной фокус (MF). Ручная фокусировка позволяет Вам очень точно выбрать точку фокусировки, но в случае, когда Вам нужно быстро заблокировать фокус, съемка в режиме автофокуса будет более эффективной.

Переключатель режимов фокусировки находится на оправе объектива (изображение 1). В режиме AF (автофокус) камера распознает объект с помощью 7-точечной системы автофокусировки. Фотограф может выбрать точку, которая определит объект съемки для точной фокусировки на нем.

http://slr.ua/sm/site/fileslibrary/img/school/Control-DF-Out-P-pic01.jpg

Изображение 1.

Для нашего урока мы решили использовать режим MF (ручной фокус).

Чтобы активировать ручную фокусировку на Canon EOS 300D, нужно установить переключатель на объективе в режим MF (ручной фокус) (изображение 2).

http://slr.ua/sm/site/fileslibrary/img/school/Control-DF-Out-P-pic02.jpg

Изображение 2.

Контроль над глубиной резкости

После того, как Вы сфокусировались, можно приступать к съемке, но помните, что если режим съемки в камере установлен на P ("Программный" или автоматический), Вы не сможете контролировать глубину резкости, поскольку камера выберет автоматическую настройку в зависимости от условий освещенности. Для того чтобы контролировать глубину резкости, Вам нужно иметь возможность вручную изменять диафрагму и выдержку.

Установка камеры в режим ручной экспозиции

В ручном режиме экспозиции (M) можно быстро и легко установить нужную выдержку с помощью колеса выбора, а с помощью нажатия и удерживания кнопки +/-, Вы можете легко изменить диафрагму.

Чтобы установить камеру в режим ручной экспозиции, нужно прокрутить колесо выбора режимов до индикатора "M" (изображение 3).

http://slr.ua/sm/site/fileslibrary/img/school/Control-DF-Out-P-pic03.jpg

Изображение 3.

Настройка выдержки

В ручном режиме используйте колесо выбора на верхней панели камеры, чтобы установить нужную выдержку, (изображение 4). Установленная выдержка отображается в левой части дисплея на задней панели камеры.

http://slr.ua/sm/site/fileslibrary/img/school/Control-DF-Out-P-pic04.jpg

Изображение 4.

Настройка диафрагмы

Для того чтобы установить диафрагменное число, нажмите и удерживайте кнопку +/-, затем прокрутите колесо выбора на верхней панели камеры и выберите нужную диафрагму (изображение 5). Установленное диафрагменное число отображается в центральной части дисплея на задней панели камеры.

http://slr.ua/sm/site/fileslibrary/img/school/Control-DF-Out-P-pic05.jpg

Изображение 5.

Очень важно помнить, что глубина резкости зависит от диафрагмы. С уменьшением диафрагменного числа уменьшается глубина резкости.

Когда диафрагма уже установлена, можно изменить выдержку для получения правильной экспозиции. Одним из преимуществ цифровых фотокамер является возможность, в случае если Ваш снимок вышел слишком темным или слишком светлым, немедленно изменить выдержку для получения правильной экспозиции.

Для демонстрации разной глубины резкости, мы сделали несколько портретных снимков в затененной местности на фоне деревянной ограды с использованием разных настроек диафрагмы. Мы выбрали самую низкую чувствительность ISO 100, установили качество изображения в режим Large 1, настроили баланс белого на "Дневной свет" (иконка "солнце").

Затем мы установили диафрагму f/22 для большой глубины резкости (изображение 6). После этого мы сделали несколько снимков с использованием разных выдержек, пока не получили правильную экспозицию (изображения 7 и 8).

http://slr.ua/sm/site/fileslibrary/img/school/Control-DF-Out-P-pic06.jpg

Изображение 6.

http://slr.ua/sm/site/fileslibrary/img/school/Control-DF-Out-P-pic07.jpg

Изображение 7.

http://slr.ua/sm/site/fileslibrary/img/school/Control-DF-Out-P-pic08.jpg

Изображение 8.

Обратите внимание, что на полученном снимке как объект съемки, так и деревянная огорожа находятся в фокусе, благодаря большой глубине резкости (f/22). Помните, что с увеличением диафрагменного числа увеличивается глубина резкости.

Для нашего следующего снимка мы установили диафрагму f/5.6, чтобы получить меньшую глубину резкости (изображение 9). Мы отрегулировали выдержку для правильной экспозиции, сфокусировались на модели и сделали снимок (изображение 10).

http://slr.ua/sm/site/fileslibrary/img/school/Control-DF-Out-P-pic09.jpg

Изображение 9.

http://slr.ua/sm/site/fileslibrary/img/school/Control-DF-Out-P-pic10.jpg

Изображение 10.

В результате на полученном снимке видно, что ограда на заднем фоне выглядит немного размыто. Это происходит из-за того, что зона фокусировки или глубина резкости ограничена областью вокруг модели. Преимущество ограниченной глубины резкости заключается в том, что внимание зрителя привлекается ко всему, что находится в фокусе. В нашем случае мы акцентировали внимание на модели.

Следующие снимки демонстрируют, как внимание акцентируется на объекте, находящемся в фокусе. Два нижеприведенных изображения были сделаны с диафрагмой f/5.6 для малой глубины резкости.

Мы сфокусировались на маленькой былинке, которая находилась на расстоянии полметра от камеры, и сделали снимок (изображение 11).

Поскольку модель и ограда были вне зоны фокуса, наше внимание было обращено к былинке на переднем плане, тогда как на предыдущих снимках ее было трудно заметить.

http://slr.ua/sm/site/fileslibrary/img/school/Control-DF-Out-P-pic11.jpg

Изображение 11.

Для следующего снимка мы сфокусировались на ограде и приступили к съемке (изображение 12).

Обратите внимание, как на полученном снимке акцент смещен на четкие линии ограды. Теперь Вы видите, насколько важным является точка фокусировки при съемке с ограниченной глубиной резкости.

http://slr.ua/sm/site/fileslibrary/img/school/Control-DF-Out-P-pic12.jpg

Изображение 12.

Использование телефотообъектива

Для нашего следующего снимка мы решили заменить наш зум-объектив на телефотообъектив. Большое фокусное расстояние телефотообъектива по сравнению со стандартными или широкоугольными объективами позволяет уменьшить количество заднего фона на снимке. Это придает более натуральный вид объекту съемки на снимке. Телефотообъектив также позволяет скадрировать изображение по своему усмотрению и лучше сфокусироваться на объекте съемки. Как и у всех традиционных "зеркалок", такой сменный объектив можно легко отсоединить.

После установки объектива мы оставили расстояние между камерой и объектом съемки (изображение 13). Затем мы снова сфокусировались на модели, выбрали ракурс для интересной композиции и сделали два снимка с диафрагмой f/22 (изображение 14) и f/5.6 (изображение 15).

http://slr.ua/sm/site/fileslibrary/img/school/Control-DF-Out-P-pic13.jpg

Изображение 13.

http://slr.ua/sm/site/fileslibrary/img/school/Control-DF-Out-P-pic14.jpg

Изображение 14.

http://slr.ua/sm/site/fileslibrary/img/school/Control-DF-Out-P-pic15.jpg

Изображение 15.

Обратите внимание на отличие в двух разных настройках. На изображении 14 (f/22) все элементы кадра находится в фокусе, а на снимке 15 (f/5.6) только объект съемки получился в четком фокусе. Также с помощью телефотообъектива нам удалось красиво скадрировать изображение и акцентировать еще большее внимание на объекте съемки.

По материалам webphotoschool.com